Заключение лизингового договора

Большинство лизинговых компаний начинают переговоры с потенциальными клиентами с просьбы предоставить им бизнес-план проекта, для осуществления которого требуется приобретаемое по схемам лизинга оборудование. Именно на этапе оценки бизнес-плана лизинговые компании отсеивают большинство предлагаемых им проектов. Соотношение принятых лизинговыми компаниями обращений, рассмотренных проектов и реализованных контрактов может соотноситься как 100:50:5. Большинство отклоненных проектов остаются без рассмотрения во многом по причине отсутствия правильно подготовленного бизнес-плана. В любом случае можно сказать, что неудачно пройдя однажды процедуру заключения лизинговой сделки и получив от лизинговой компании отказ, начинающий лизингополучатель становится гораздо более подготовленным к следующим переговорам с другой лизинговой компанией.

 В некоторых случаях, когда менеджеры лизинговой компании видят очевидно выгодный проект, они могут помочь потенциальному лизингополучателю составить подробный бизнес-план этого проекта. В этом случае процесс переговоров лизингодателя с лизингополучателем включает элементы консультирования последнего по вопросам улучшения финансовых показателей предлагаемого проекта, оптимизации налогообложения и т.д.

Требования, предъявляемые лизинговыми компаниями к содержанию бизнес-плана как правило различаются лишь незначительно. Ниже приведена структура типового бизнес-плана:

РЕЗЮМЕ (краткие выводы)

ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: Направление деятельности и достигнутые результаты на рынке; Конкурентные позиции; Руководство, собственность, структура управления фирмой; Текущие финансовые результаты; Описание продукции и ее применение; Схемы работы с поставщиком и потребителем продукции; Как предприятие намерено развиваться; Отличие данного предприятия от других компаний;

ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ ПО ПРОЕКТУ: Описание товаров и услуг, предлагаемых в проекте; Степень готовности товаров и услуг к выходу на рынок;

ПЛАН МАРКЕТИНГА: Размеры рынка и тенденции его изменения; Состав вашей постоянной клиентуры; Конкуренты (их сильные и слабые стороны, распределение рынка между ними); Ваши конкретные преимущества и недостатки; Схема распространения товаров; Ценообразование; Реклама; Методы стимулирования продаж; Формирование общественного мнения о фирме и товарах; Прогноз объемов продаж;

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА: Производственные помещения; Оборудование (цена, поставщик, график ввода и т.д.); Поставщики материалов и комплектующих (их репутация, опыт работы с ними); Предполагается ли производственная кооперация (репутация этих фирм, опыт работы с ними); Объемы производства; Схема производственных потоков; Контроль качества; Предусмотрена ли система охраны окружающей среды и утилизация отходов;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН: Организационная схема предприятия; Система подбора, расстановки и использования кадров;

ОЦЕНКА РИСКОВ: Перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого; Пути минимизации рисков;

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН: Комментарии к финансовому плану; План доходов и расходов (с комментариями); Прогноз объемов реализации (с комментариями); Прогноз издержек производства и обращения (с комментариями); Прогноз движения денежных средств; Анализ устойчивости финансового положения.

 Общий размер бизнес-плана не должен, как правило, превышать 20 страниц. В качестве приложений к бизнес-плану, большинство лизинговых компаний просит предоставить:

  • Технические данные по продукции.
  • Копии платежных документов.
  • Лицензии.
  • Копии контрактов на приобретение оборудования, копии договоров на закупку сырья и реализацию готовой продукции (либо договоры о намерениях), копию договора аренды помещения.
  • Кредитные договоры, договоры залога и страхования имущества.
  • Фотографии и образцы.